Создавать Европу, значит раскрыться навстречу миру

Статья, написанная Боно 27 марта 2007 во французской газете "Le Monde":

На этой неделе исполняется пятьдесят лет с того дня, как идея единой Европы была положена на бумагу. Произошло это на континенте, еще не стабильном, но уже пережившем самые страшные послевоенные годы. В воздухе уже не пахло порохом.Ирландия была всего лишь скалой, затерянной на севере Атлантического океана, известной лишь благодаря своим культурным тотемам и постоянно разрастающейся диаспорой. Пока Франция вела еще одну войну, на этот раз в Алжире, члены НАТО собрались в Париже, чтобы обсудить собиравшиеся на горизонте черные тучи - предвестников нарастающего ядерного кризиса. В Берлине пропасть между Востоком и Западом становилась все глубже, разделяя жизни и судьбы.

В то время Европу перестраивали, чтобы подготовиться к будущей войне - грядущему столкновению не только идеологий - демократии и прозелитирующего коммунизма - но, и в этом нет сомнений, и ядерных арсеналов. В то время было не до мечтаний, умы были заняты решением проблем атомных убежищ и создания годичных запасов консервированного супа.

Но именно в это время, несмотря ни на что, родилась новая Европа. На том самом континенте, где человечество только что пережило свои самые черные дни, свершилось чудо - чудо в высшей степени человеческое. Народы Европы осознали, что могут не только разрушать, что им в равной мере присущи прощение, доброжелательность и надежда. В 1957 году шесть стран подписали Римские соглашения и сим простым, но основополагающим действием заложили основы мультилатерализма, процветания и международной солидарности.

И вот спустя пятьдесят лет, в 2007 году, рок-звезда ирландского происхождения, читает это соглашение с такой же охотой, с какой ребенок смотрит на поставленную перед ним тарелку остывшей каши, и видит в этом тексте то, что технократы без сомнения считают поэзией. Нет, речь идет не о поэзии, бьющей через край - всего лишь несколько абзацев здесь, пара предложений там : Как, например, в статье, которая утверждает, что Союз должен способствовать 'длительному экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, особенно тех, что находятся в самом плачевном состоянии', и призывает к 'борьбе против нищеты в развивающихся странах'. Это, конечно, писал не Томас Джефферсон (Thomas Jefferson), но в этих строках сквозит посыл, который, возможно, налагает на нас определенные обязательства.

В ближайшие пятьдесят лет нам, пожалуй, потребуется больше поэзии, и не только для того, чтобы пробудить интерес европейцев к Конституции. Вот, что кажется мне крайне важным: Европа представляет собой идею, которая должна сопровождаться чувством. Чувством, основанным на убеждении, что Европа существует до тех пор, пока сражается с несправедливостью, что мы обретем равновесие только тогда, когда начнем подходить к себе и своим соседями с одинаковой меркой в том, что касается свободы и равенства.

Если нас не преисполняет осознание своей миссии, мы утрачиваем частичку человечности. Есть один способ определить, кем мы являемся и что собой представляем в XXI-ом веке, оправдать смысл нашего существования, как в своих собственных глазах, так и перед лицом всего остального мира: вместо того, чтобы подолгу изучать свое отражение в зеркале, возможно, стоит попытаться увидеть, что же происходит там, за 13 километров Средиземного моря, отделяющих нас от Африки.

В ирландском языке существует слово 'meitheal', оно передает следующую идею: чем сложнее задача, тем сильнее взаимопомощь односельчан. Этим же принципом руководствуется большинство европейцев. Несомненно, мы - изолированные нации, поэтому чаще всего мы держим свои окна занавешенными, и ссоримся, укрывшись за живой изгородью, разделяющей наши сады, но если в доме соседа начинается пожар, мы боремся с ним всем миром. История свидетельствует, что иногда для нашего сближения действительно требовались чрезвычайные ситуации.

Но если Европа страдает сегодня кризисом пятидесятилетнего возраста, то я, будучи профессиональным эгоцентриком, категорически не рекомендую применять этот тип терапии в какой-либо другой области кроме сочинения песен. Поскольку узнать, кто ты есть на самом деле, можно лишь служа другим, а не самому себе.

Сегодня огонь полыхает во многих комнатах дома нашего африканского соседа. Геноцид в Дарфуре, умирающие в Кигали, где на одну походную кровать сваливают шестерых больных СПИДом, ребенок, умирающий от малярии -убийство комариным укусом - в деревне, где нет питьевой воды - все это оскорбляет те ценности, которые мы, европейцы в один прекрасный день сочли необходимым положить на бумагу.

События в Сомали и Судане показывают, что происходит, когда военным группировкам позволяют заполнить властной вакуум и сеять раздор среди африканского населения, которое в большинстве своем настроено прозападно и практикует 'умеренный' ислам (больше трети жителей Африки являются мусульманами). И неважно, что именно будет нами двигать - соображения морального или стратегического порядка - позволить этому пожару разрастись было бы сущим безумием.

Каким же будет ответ Европы? Да, в этой Вавилонской башне царит какофония, кипят словесные баталии, и 'сшибаются лбами' идеи, но, тем не менее, гармонии там намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Африке были даны исторические обещания помощи в развитии, решении проблемы задолженности континента, и даже щекотливых коммерческих вопросов. Если бы мы смогли добиться значительного прогресса в этих областях, а также в борьбе против африканской 'чумы', коей является коррупция, которая подрывает даже наши взаимоотношения с Африкой, это помогло бы преобразить континент и остановить пожар.

Пятидесятилетие Европы предоставит президенту Шираку возможность выступить с одной из своих последних речей в качестве главы государства. В связи с этой годовщиной Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), Сеголен Руаяль (Ségolène Royal) и Франсуа Байру (François Bayrou) (основные кандидаты на президентских выборах во Франции, которые состоятся в мае с.г. - прим. пер.) могут изложить свое видение роли Франции на международной арене и объяснить, каким образом они собираются выполнять амбициозные, но буксующие обязательства, которые взяла на себя их страна в отношении Африки. Франция возглавила движение, целью которого является выделение до 2015 года 0,7 процентов ВВП на помощь самым бедным странам; она также сыграла большую роль в том, что Германия решилась взять на себя подобное обязательство с горизонтом до 2015 года, решение воистину героическое, поскольку мы знаем, что воссоединение страны до сих пор обходится Берлину в ежегодные 4 процента от ВВП страны.

Если Франция не сдержит свои обязательства, даже в экономически тяжелый период, это серьезно скажется на всех бедных странах. Я бы сказал со всем смирением, что для Франции выполнение этих обязательств не менее важно, чем для Африки.

Некоторые из нас сочтут необходимым напомнить, что пятьдесят лет назад Европа выкарабкалась из бездны не без посторонней помощи. По ту сторону Атлантики находилась нация - Америка - которая понимала слово 'сосед' в самом широком смысле. Конечно же, США создали план Маршалла не из чисто альтруистических побуждений: они хотели поставить заслон экспансии Советского Союза в те времена, когда полярный холод сковал отношения между двумя блоками. Но это также было щедрым поступком, беспрецедентным по своему размаху в истории человечества. Поступком, который определил идентичность США во времена 'холодный войны'.

Каким образом определит свою идентичность Европа в этом новом веке в эпоху 'горячей войны'? Кто поставит заслон экстремизму нашего времени. Часть ответа находится совсем рядом - всего в 13 километрах от наших берегов.